Региональная инновационная  площадка

"Модель методического сопровождения применения технологии проблемного диалога в аспекте непрерывности и приемственности на всех уровнях общего образования в условиях реализации ФГОС"

Инновационный проект

Приказ Департамента ЯО от 12.03.2015 № 217/01-03 " О признании образовательных организаций региональными ииновационными площадками"

«Модель методического сопровождения применения технологии проблемного диалога в аспекте непрерывности и преемственности на всех уровнях общего образования в условиях реализации ФГОС на 2015-2017 годы

 Реализация новых стандартов дошкольного и общего образования предъявляет требования к содержанию, условиям и результатам педагогической деятельности. Главная задача, которую ставит государство и общество перед образовательными учреждениями, – сформировать личность, способную занять в жизни достойное место, вырастить человека, способного взять ответственность за себя и своих близких. Однако существуют проблемы, мешающие выполнить данный социальный заказ. Одной из актуальных проблем являются проблемы преемственности между дошкольным образованием и начальной школой: «скачкообразное» изменение методов и содержания обучения; обучение на предшествующей ступени часто не обеспечивает достаточной готовности учащихся к успешному включению в учебную деятельность нового, более сложного уровня.

 При этом преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом рассматривается как одно из условий непрерывного образования ребенка, преемственность позволяет понять особенности и возможности плавного, не травмирующего психику ребёнка, перехода от детского сада к школе. Непрерывность образования понимается как согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов и средств организации воспитания и обучения детей). ФГОС четко определяют цели, задачи и содержания воспитания и обучения детей дошкольного и начального школьного возраста, являясь при этом преемственными между собой. ФГОС оградили нас от понимания преемственности между детским садом и начальной школы как преемственности по учебным предметам и по тому, какие знания, умения и навыки мы должны давать детям в детском саду и с какими знаниями школа должна их получать.

 На современном этапе (в связи с введением ФГОС) произошло смещение акцента в понимании готовности ребенка к обучению в школе с интеллектуальной на личностную готовность, которая определяется сформированной «внутренней позицией школьника» (способностью ребенка принять на себя новую социальную роль ученика). Во главу угла выходят сформированные познавательные мотивы обучения, то есть сознательное желание ребенка учиться, познавать что-то новое, опираясь на уже полученные знания. Таким образом, для современного первоклассника становится важным не столько обладать инструментом познания, сколько уметь им осознанно пользоваться.

 Основанием преемственности между дошкольной и начальной школьной ступенью образования становится ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования – формирование  умения учиться, который должен быть обеспечен формированием системы универсальных учебных действий.

 Ключевая идея проекта: необходимо  не разовое «внедрение» современных развивающих технологий в практику деятельности образовательных учреждений, а их поэтапная проектная интеграция в образовательный процесс. На примере использования технологии проблемного диалога необходимо реализовать единую линию развития личности, придав педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер. Реализация проекта  позволит выстроить систему взаимодействия  дошкольных и школьных организаций. На сегодняшний день взаимодействие между образовательными организациями осуществляется в рамках договоров о взаимодействии, носит формальный характер, не отвечает образовательным потребностям. Вновь выстроенная система взаимодействия позволит совершенствовать профессиональные компетентности педагогических кадров образовательных организаций, повысить качество образования в целом.

 Таким образом, организация предлагаемого варианта взаимодействия ДОО и СОШ на основе использования развивающих технологий является одной из наиболее перспективных моделей методического сопровождения реализации ФГОС, так как позволяет сконцентрировать все усилия, направленные на преодоление актуальных проблем преемственности системы образования.

Региональная инновационная площадка
«Реализация ФГОС на основе использования технологии проблемного диалога с учётом непрерывности и преемственности между дошкольным и общим образованием»

1. Руководитель проекта:
Лаврентьева И.В., зам. директора МОУ ГЦРО

2. Научный руководитель проекта:
Коточигова Е.В., к.п.н., зав. кафедрой дошкольного и начального образования ИРО

3. Координаторы проекта:
Сысуева Л.Ю., методист ГЦРО
Сидорова Н.В., методист ГЦРО, зам. директора СОШ № 49
Матвеев А.В., методист ГЦРО, директор СОШ № 29

4.Участники сетевого взаимодействия:
МОУ ГЦРО, ДОУ №№ 1, 10, № 2,  15, 50, 128, 241, 16, НОУ № 49, СОШ №№ 29, 49, 62

Контактное лицо в МДОУ детский сад №15:

заведующий – Громова Ольга Александровна

старший воспитатель – Заводчикова Надежда Александровна

телефон: 55-30-73; адрес электронной почты: yardou015@yandex.ru

 Общая стратегическая цель проекта:
создание модели управления сетевым взаимодействием учреждений – участников инновационной площадки в цепочке «дошкольное образование – начальное общее образование»

 Цель проекта:
использование технологии проблемного диалога с позиции непрерывности и преемственности между дошкольным и начальным общим образованием в условиях реализации ФГТ и ФГОС

8. Задачи проекта:
• разработать систему по координации деятельности (формы, механизмы, условия и др.) образовательных учреждений – участников инновационной площадки в условиях сетевого взаимодействия;
• обеспечить методическое сопровождение по подготовке, апробации и внедрению технологии проблемного диалога в ДОУ и СОШ в условиях деятельности учреждений в инновационном режиме;
• обеспечить методическое сопровождение использования технологии проблемного диалога в ДОУ и СОШ, внутренней экспертизе продуктов инновационной деятельности учреждений, трансляция и тиражирование инновационного опыта;
• обеспечить проведение мониторинга эффективности сетевого взаимодействия образовательных учреждений – участников МИП
Ресурсное обеспечение:
• нормативно-правовые документы
• методическая литература
• Интернет-ресурсы
• курсы повышения квалификации
 Ожидаемые результаты:
• Подготовлены методические рекомендации по использованию технологии проблемного диалога в образовательном процессе ДОУ и СОШ;
• Разработана система (модель) сетевого взаимодействия образовательных учреждений в условиях реализации ФГТ и ФГОС;
• Повышена профессиональная компетентность педагогов, владеющих современными образовательными технологиями и обладающими профессиональными компетентностями в условиях изменений в системе образования;
• Повышено качество предоставляемых услуг по подготовке детей к школьному обучению за счет преемственности ДОУ и СОШ на уровне использования развивающих технологий
 Продукты:
• Методические рекомендации по использованию технологии проблемного диалога в образовательном процессе ДОУ и СОШ;
• Описание сетевого взаимодействия (формы, механизмы, условия) субъектов образовательного процесса с позиции преемственности дошкольного и начального общего образования на основе использования технологии проблемного диалога.

Этапы реализации проекта:
I этап – Подготовительный (2013-2014 учебный год)

Задачи:
• составить и апробировать алгоритм действий разработки системы по координации деятельности (формы, механизмы, условия и др.) образовательных учреждений – участников инновационной площадки в условиях сетевого взаимодействия;
• обеспечить методическое сопровождение по изучению основных теоретических положений об организации технологии проблемного диалога в ДОУ и СОШ в условиях деятельности учреждений в инновационном режиме;
• провести анализ образовательной ситуации в учреждениях – участниках инновационной площадки;
• провести и обобщить результаты диагностики формирования предпосылок УУД дошкольников и УУД школьников начальной школы;
• обеспечить методическое сопровождение освоения вариантов практического использования технологии проблемного диалога.

Результат:
• определен алгоритм действий разработки системы по координации деятельности образовательных учреждений, определены формы, механизмы и условия сетевого взаимодействия участников инновационной площадки с позиции преемственности дошкольного и начального общего образования;
• изучены основные теоретические положения об организации технологии проблемного диалога педагогами ДОУ и СОШ;
• сформирован информационно-методический пакет материалов по освоению варианта практического использования технологии проблемного диалога в ДОУ и СОШ.

II этап – Внедренческий (план работы  на 2014-2015 учебный год)

В течение 2014-2015 учебного года педагоги МДОУ детский сад №15 активно внедряли технологию проблемного диалога в практику работы с дошкольниками. Для организации работы в рамках МИП в ДОУ в октябре 2013 года была создана творческая группа, в которую вошли все педагоги ДОУ. Цель работы ТГ – объединение педагогов  для знакомства с новой технологией работы с детьми дошкольного возраста. В настоящее время в составе творческой группы находятся 67% педагогического коллектива 

Направления работы творческой группы:

  • Накопление теоретической базы в ДОУ по теме
  • Обобщение и распространение ППО
  • Взаимодействие с участниками МИП, обмен опытом
  • Самообразование педагогов по теме.

В рамках работы ТГ в ДОУ были организованы и проведены методические мероприятия: семинары теоретические и практические,  консультации коллективные и индивидуальные, педсовет, педагоги обучались на КПК.

16 декабря 2014 в рамках региональной научно-практической конференции «Региональная инновационная инфраструктура: инновации и потенциал традиций» на базе СОШ № 49 состоялась работа секции «Технология проблемного диалога с учётом непрерывности и преемственности». Педагоги МДОУ детский сад №15 представили практические материалы по освоению технологии проблемного диалога. Присутствовало более 60 человек из образовательных учреждений муниципальных районов Ярославской области и города Ярославля.

26.02.2015 года в Москве состоялась Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Модернизация образования и векторы развития современного поколения», где Сысуева Л.Ю., методист ГЦРО г. Ярославль выступила на секции "Современное поколение и психолого-педагогические условия их успешного обучения и социализации в преемственности уровней образования"  с докладом "Использование технологии проблемного диалога в работе со старшими дошкольниками" .

20 февраля  МДОУ детский сад №15 принял у себя участников МИП в рамках семинара-дискуссии с просмотром видеофрагментов образовательной деятельности по теме "Конструирование образовательной ситуации с использованием технологии проблемного диалога Е.Л. Мельниковой в МДОУ детский сад комбинированного вида №15."

Теоретические и практические результаты исследования в рамках работы МИП были представлены на мастер-классе "Методическое сопровождение инновационной деятельности  педагогов дошкольных образовательных организаций в условиях внедрения и реализации ФГОС дошкольного образования» (на примере освоения технологии проблемного диалога Е.Л. Мельниковой) Городской практической конференции руководителей муниципальных образовательных учреждений города Ярославля,  реализующих программы дошкольного образования «Внедрение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Первые результаты педагогической практики», 21-22 мая 2015 год.

Отчет о реализации проекта за 2015-2016 учебный год

Отчет о реализации проекта за 2016 – 2017 учебный год 

Картотека проблемных ситуаций, разработанная участниками РИП