Меню сайта

  1. Есть ли сегодня потребность в инновациях?

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» предусматривает внедрение новых образовательных стандартов, что требует от педагогов ДОУ повышения качества дошкольного образования. Качественное дошкольное образование рассматривается сегодня как существенный резерв повышения качества и доступности последующих ступеней образования.

Без внедрения новых идей и технологий в работе каждого ДОУ невозможно реформирование всей системы ДО. Развитие образовательных систем происходит благодаря тому, что создаются, распространяются и осваиваются новшества.

Поэтому, в настоящее время в сферу инновационной деятельности включены уже не отдельные дошкольные учреждения и педагоги-новаторы, а практически каждое дошкольное учреждение; педагоги ДОУ вовлечены в инновационные процессы, касающиеся обновления содержания дошкольного образования. Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей. Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать.

Инновационные преобразования приобретают системный характер. Созданы новые типы, виды и профили дошкольных учреждений, новые образовательные программы, позволяющие обеспечить вариативность воспитательно-образовательного процесса, ориентированного на индивидуальность ребенка и запросы его семьи.

Потребность в инновациях возникает тогда, когда появляется необходимость разрешить какую-то проблему, когда создается противоречие между желанием и реальным результатом.

Источником инноваций является проблема. Решить проблему – значит изменить систему, привести ее в соответствие с желаемой. Если изменения имеют качественный характер, то в результате решения проблемы происходит развитие системы.

Степень актуальности новшества определяется значимостью той практической проблемы, решению которой может способствовать его использование.

Общая цель инновационной деятельности – улучшение способности педагогической системы образовательного учреждения достигать качественно более высоких результатов образования.

В.С. Лазарев (академик РАО доктор психологических наук, директор

Института инновационной деятельности в образовании РАО)
 

Инновационная образовательная деятельность – это деятельность, благодаря которой происходит развитие образовательного процесса.

Философский энциклопедический словарь определяет развитие как изменения, направленные, закономерные и необходимые.

Следовательно, изменения в развивающемся дошкольном учреждении происходят не хаотично, а прогнозируются руководителем на основе закономерностей и направлены на достижение конкретных целей. Руководителю необходимо знать, как инновации внедрять, осваивать и сопровождать.

2. Что это такое – инновация?

Инновационная деятельность — это особый вид педагогической деятельности.

Приведем несколько определений этого понятия.

В «Современном словаре иностранных слов» (1993) инновация трактуется как нововведение.

Инновация (нововведение) — в социально-психологическом аспекте — создание и внедрение различного вида новшеств, порождающих значимые изменения в социальной практике. (Словарь практического психолога. Минск, 1998.)

Нововведение (инновация) — комплексный процесс создания, распространения, внедрения и использования нового практического средства, метода, концепции и т.д. — новшества для удовлетворения человеческих потребностей. (Полонский В.М. Научно-педагогическая информация: Словарь-справочник. М., 1995.)

Какой ни была причина инновационной деятельности в ДОУ, ее результаты не должны оставаться в стенах конкретного учреждения. В этом отношении большое значение имеет поддержка ДОУ со стороны администрации ДОУ, УО района, региона, Минобразования РФ.

Варианты презентации инновационной деятельности ДОУ:

  • Собрания, педсоветы, творческие отчеты в ДОУ;
  • Представление опыта работы на районных, краевых семинарах, конференциях, педчтениях, методических объединениях;
  • Публикации в печатных и электронных СМИ и т.д.

3. Направления развития инновационных процессов

Инновации в управленческой деятельности:

  • программно-целевой педагогический менеджмент;
  • создание единой программы управления;
  • широкое делегирование полномочий и расширение степени участия сотрудников в управлении развитием учреждения;
  • разработка Концепции развития ДОУ, Программы развития, образовательных программ;
  • изменение алгоритма проведения внутреннего контроля за качеством образования, внедрение новых его форм, делегирование контрольных функций.

Инновации в содержании образования:

  • адаптация и внедрение новых программ;
  • разработка индивидуальных программ образования;
  • организация дополнительных образовательных услуг.

Инновации в технологиях:

  • адаптация, разработка и использование здоровьесберегающих, здоровьеформирующих технологий;
  • использование технологии проблемного и развивающего обучения, информационных технологий, исследовательского метода, социоигровых подходов в работе с детьми, родителями и педагогами.

Инновации в работе с кадрами:

  • создание системы непрерывного образования педагогов;
  • разработка программы формирования кадрового потенциала;
  • индивидуальных программ творческого развития педагогов;
  • индивидуализация форм и методов методической работы в зависимости от уровня профессионального мастерства педагогов;
  • использование мастер-классов, педагогических рингов, стажерских площадок, педагогических проектов;
  • самореализационные формы повышения квалификации – творческие конкурсы и лаборатории, публикации опыта работы, создание банка инновационных идей и т.п.;
  • активные методы обучения.

Инновации в работе с детьми:

  • организация различных форм детской деятельности, занятий по интересам в кружках и студиях;
  • обеспечение индивидуально-личностного, дифференцированного подхода;
  • разработка индивидуального маршрута развития и составление портфолио достижений в работе с одаренными детьми;
  • организация простейшего экспериментирования и моделирование ситуаций.

Инновации в работе с родителями:

  • применение интерактивных методов;
  • использование неформальных способов взаимодействия с родителями, вовлекающих их в жизнь детского сообщества через клубы, семейные праздники и т.д.;
  • организация пресс-службы по выпуску газеты для родителей.

Инновации в предметно-развивающей среде:

  • Обогащение макросреды ДОУ и микросреды групп с учетом авторских разработок;
  • Построение развивающего пространства ДОУ по принципу интеграции и моделирования;
  • Преобразование предметно-пространственной среды на основе гендерного принципа, отражающего интересы девочек и мальчиков;
  • Развитие альтернативных форм дошкольного образования:
  • Организация работы группы выходного дня;
  • Разработка программы предшкольной подготовки неорганизованных детей в условиях группы выходного дня на базе ДОУ и др.;