- Есть ли сегодня потребность в инновациях?
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» предусматривает внедрение новых образовательных стандартов, что требует от педагогов ДОУ повышения качества дошкольного образования. Качественное дошкольное образование рассматривается сегодня как существенный резерв повышения качества и доступности последующих ступеней образования.
Без внедрения новых идей и технологий в работе каждого ДОУ невозможно реформирование всей системы ДО. Развитие образовательных систем происходит благодаря тому, что создаются, распространяются и осваиваются новшества.
Поэтому, в настоящее время в сферу инновационной деятельности включены уже не отдельные дошкольные учреждения и педагоги-новаторы, а практически каждое дошкольное учреждение; педагоги ДОУ вовлечены в инновационные процессы, касающиеся обновления содержания дошкольного образования. Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей. Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать.
Инновационные преобразования приобретают системный характер. Созданы новые типы, виды и профили дошкольных учреждений, новые образовательные программы, позволяющие обеспечить вариативность воспитательно-образовательного процесса, ориентированного на индивидуальность ребенка и запросы его семьи.
Потребность в инновациях возникает тогда, когда появляется необходимость разрешить какую-то проблему, когда создается противоречие между желанием и реальным результатом.
Источником инноваций является проблема. Решить проблему – значит изменить систему, привести ее в соответствие с желаемой. Если изменения имеют качественный характер, то в результате решения проблемы происходит развитие системы.
Степень актуальности новшества определяется значимостью той практической проблемы, решению которой может способствовать его использование.
Общая цель инновационной деятельности – улучшение способности педагогической системы образовательного учреждения достигать качественно более высоких результатов образования.
В.С. Лазарев (академик РАО доктор психологических наук, директор
Института инновационной деятельности в образовании РАО)
Инновационная образовательная деятельность – это деятельность, благодаря которой происходит развитие образовательного процесса.
Философский энциклопедический словарь определяет развитие как изменения, направленные, закономерные и необходимые.
Следовательно, изменения в развивающемся дошкольном учреждении происходят не хаотично, а прогнозируются руководителем на основе закономерностей и направлены на достижение конкретных целей. Руководителю необходимо знать, как инновации внедрять, осваивать и сопровождать.
2. Что это такое – инновация?
Инновационная деятельность — это особый вид педагогической деятельности.
Приведем несколько определений этого понятия.
В «Современном словаре иностранных слов» (1993) инновация трактуется как нововведение.
Инновация (нововведение) — в социально-психологическом аспекте — создание и внедрение различного вида новшеств, порождающих значимые изменения в социальной практике. (Словарь практического психолога. Минск, 1998.)
Нововведение (инновация) — комплексный процесс создания, распространения, внедрения и использования нового практического средства, метода, концепции и т.д. — новшества для удовлетворения человеческих потребностей. (Полонский В.М. Научно-педагогическая информация: Словарь-справочник. М., 1995.)
Какой ни была причина инновационной деятельности в ДОУ, ее результаты не должны оставаться в стенах конкретного учреждения. В этом отношении большое значение имеет поддержка ДОУ со стороны администрации ДОУ, УО района, региона, Минобразования РФ.
Варианты презентации инновационной деятельности ДОУ:
- Собрания, педсоветы, творческие отчеты в ДОУ;
- Представление опыта работы на районных, краевых семинарах, конференциях, педчтениях, методических объединениях;
- Публикации в печатных и электронных СМИ и т.д.
3. Направления развития инновационных процессов
Инновации в управленческой деятельности:
- программно-целевой педагогический менеджмент;
- создание единой программы управления;
- широкое делегирование полномочий и расширение степени участия сотрудников в управлении развитием учреждения;
- разработка Концепции развития ДОУ, Программы развития, образовательных программ;
- изменение алгоритма проведения внутреннего контроля за качеством образования, внедрение новых его форм, делегирование контрольных функций.
Инновации в содержании образования:
- адаптация и внедрение новых программ;
- разработка индивидуальных программ образования;
- организация дополнительных образовательных услуг.
Инновации в технологиях:
- адаптация, разработка и использование здоровьесберегающих, здоровьеформирующих технологий;
- использование технологии проблемного и развивающего обучения, информационных технологий, исследовательского метода, социоигровых подходов в работе с детьми, родителями и педагогами.
Инновации в работе с кадрами:
- создание системы непрерывного образования педагогов;
- разработка программы формирования кадрового потенциала;
- индивидуальных программ творческого развития педагогов;
- индивидуализация форм и методов методической работы в зависимости от уровня профессионального мастерства педагогов;
- использование мастер-классов, педагогических рингов, стажерских площадок, педагогических проектов;
- самореализационные формы повышения квалификации – творческие конкурсы и лаборатории, публикации опыта работы, создание банка инновационных идей и т.п.;
- активные методы обучения.
Инновации в работе с детьми:
- организация различных форм детской деятельности, занятий по интересам в кружках и студиях;
- обеспечение индивидуально-личностного, дифференцированного подхода;
- разработка индивидуального маршрута развития и составление портфолио достижений в работе с одаренными детьми;
- организация простейшего экспериментирования и моделирование ситуаций.
Инновации в работе с родителями:
- применение интерактивных методов;
- использование неформальных способов взаимодействия с родителями, вовлекающих их в жизнь детского сообщества через клубы, семейные праздники и т.д.;
- организация пресс-службы по выпуску газеты для родителей.
Инновации в предметно-развивающей среде:
- Обогащение макросреды ДОУ и микросреды групп с учетом авторских разработок;
- Построение развивающего пространства ДОУ по принципу интеграции и моделирования;
- Преобразование предметно-пространственной среды на основе гендерного принципа, отражающего интересы девочек и мальчиков;
- Развитие альтернативных форм дошкольного образования:
- Организация работы группы выходного дня;
- Разработка программы предшкольной подготовки неорганизованных детей в условиях группы выходного дня на базе ДОУ и др.;